27 июля 2015
Банки РФ терпят убытки из-за выплат по гарантийному обеспечению госконтрактов
Из-за подорожания работ и материалов на инфраструктурных стройках банки, выдающие гарантии исполнения госконтрактов, испытывают трудности. Кто виноват, заказчики, подрядчики или банки?
Согласно итогам первого полугодия 2015 года, самым убыточным стал Банк Москвы. Его проблемы связаны не только с отчислениями в резерв финансового оздоровления, но и с инфраструктурными проектами. Сейчас рынок подрядчиков претерпевает трудности, все больше заемщиков теряют возможность расплатиться по долгам, по которым Банк Москвы вынужден создавать финансовые резервы.
Госзаказчиков же вполне устраивает разделение с банком рисков по выполняемой подрядчиком госзакупки. В случае неисполнения договора госзаказчик требует с исполнителя возврат выделенных по контракту денег, а если он не имеет возможности расплатиться, то эту сумму должен выплатить банк, как гарант исполнения сделки.
Андрей Шалимов, зампред правления банка «Возрождение», говорит о том, что банки получают по выданным гарантиям исполнения контрактов хороший комиссионный доход, который может быть сразу отражен в прибыли. Также, в отличие от комиссии по кредитам банковская гарантия не отвлекает денег у финансового учреждения. Несмотря на то, что у подрядчиков, обычно, нет активов, которые они могли бы заложить для получения банковской гарантии, банки идут им на встречу, ограничиваясь принятием частичного залога.
Один из заказчиком считает, что банки, видимо, не верили в то, что когда-нибудь им придется выплачивать деньги по гарантиям. У строительных подрядчиков за плечами накапливался все больший опыт работы, их деятельность только расширялась, а государство во многих случаях мирилось с превышением смет, заботясь лишь о своевременном и качественном окончании строительства.
Как и прочие банки РФ Банк Москвы выдавал свои гарантии под строительство инфраструктурных проектов, так как эта сфера считалась нерискованной — в качестве заказчика выступало государство, которое вряд ли станет затягивать с приемом работы или не заплатит исполнителю.
Но после Олимпиады в экономике России начались проблемы. Падение курса рубля и скачок инфляции еще больше усугубили ситуацию, вследствие чего стоимость работ и материалов, отражаемая в государственных сметах, стала отставать от рыночной. В среднем, уровень расхождения составил 15% по строительным материалам и 18-20% по работам. Об этом писали в отраслевом обзоре KPMG. Стоимость металлоконструкций, согласно изданию, повысилась на 30%, а стоимость импортных материалов — на 30-40%.
Вследствие этого, подрядчики уже не могут укладываться в сметы — средств, которые они получают поэтапно по контракту уже не хватает для выполнения условия госзакупки. Чтобы избежать штрафов за несвоевременное исполнение госконтракта, подрядчики были вынуждены брать краткосрочные кредиты. Но и эта мера после роста ставок и увеличения издержек не могла стать спасательным кругом для подрядчиков в период кризиса.
Чтобы не брать обязательств по кредитным займам для завершения начатых проектов строительные компании стали использовать деньги, получаемые с новых госзаказов.
Евгений Козеренко из Промсвязьбанка, комментируя ситуацию, винит не только строителей, но и их заказчиков. Несмотря на глобальное ухудшение экономической ситуации в стране, они не соглашаются идти на уступки подрядчикам, а обращаются в банк, требуя у него гарантийного возмещения финансов. Госзаказчики не соглашаются с обвинениями, объясняя, что многие подрядчики сейчас просто неспособны выполнить условия госконтрактов, поэтому обсуждать с ними что-либо невозможно.
Если банк получает от госзаказчика требование о возмещении суммы госконтракта, то он должен сразу выплатить всю оговоренную условиями банковской гарантии сумму. В тот же момент банк требует возмещения этой суммы с подрядчика или открывает на него кредит. При возникновении просрочки банк вынужден формировать резервы. Но проблема сейчас в том, что взыскать со многих подрядчиков уже нечего — их активы несопоставимы по стоимости с суммами гарантийных обязательств.
Не имея возможности взыскать запрашиваемую сумму с подрядчика, банк будет сопротивляться выплатить деньги по гарантии заказчику, считает представитель крупного банка. Что же касается выдачи банковской гарантии в сегодняшних условиях, то ее без проблем могут получить лишь стабильные крупные подрядчики, но и то по повышенной процентной ставке.
Правительство признало наличие проблемы с банковскими гарантиями. В конце 2014 года московские власти решили временно отказаться от них из-за высокой стоимости обеспечения. Вместо нее должны использоваться расчеты через казначейство. На федеральном уровне также введены послабления — банковская гарантия не обязательна в тех случаях, когда расчет проводится через казначейство.
Один из крупных подрядчиков считает, что системно проблема не получила решения. Винить во всем строителей не верно, говорит он, так как контракты с маленькой рентабельностью подрядчики брали не для сверхобогащения. При нынешней системе распределения подрядов и регулирования большинство заказчиков просто не станет повышать эффективность работы, заключает строитель.
http://torg94.ru/news/5524.html(это пересказ статьи из вчерашних "Ведомостей")